Заполните 3-4 заявки 100% получите нужную суммы!

Заемщики стали чаще жаловаться на МФО

23.06.2020
Микрозаймы, Новости

Первые микрофинансовые компании, основанные на доверительных принципах кредитования, образовались в России не так давно — менее 10 лет назад. За столь небольшой срок им пришлось преодолеть довольно тернистый путь, так как россияне встретили новый формат кредитной деятельности с недоверием. И только в последние два года, с нарастанием экономических проблем в стране, МФО стали действительно востребованы. В то время, когда банки начали ужесточать требования к заемщикам, микрофинансовые структуры стали еще более лояльными к своим клиентам. И только они оказались способны выдавать займы незащищенным слоям населения — безработным, домохозяйкам и пенсионерам в самый пик кризиса.

К сожалению, в последнее время рост числа жалоб на МФО, направляемых к финансовому омбудсмену, значительно увеличился. Попробуем разобраться, в чем причины ситуации и кто в этом виноват.

На кого жалуются заемщики

Служба финансовых омбудсменов действует на базе АРБ и существует в РФ всего 5 лет. Финансирование данной деятельности осуществляется банками, страховщиками и МФО, при этом микрофинансовые организации пока освобождены от обязательных взносов. В прошлом году Госдумой было принято решение об исключительном статусе омбудсменов, их решения подлежат обязательному исполнению. Естественно, что при таком раскладе, заемщики, столкнувшиеся с проблемами, предпочитают обращаться напрямую к омбудсменам, которые призваны их защищать.

Все поступающие жалобы в равной степени относятся как к МФО, так и к классическим банкам, иными словами, разделить их по принципу деятельности нельзя. А вот по количеству провинившихся организаций микрофинансовые структуры числятся в аутсайдерах. Если рассмотреть общее количество жалоб, поданных в первом полугодии нынешнего года, а их число составило 3, 7 тысячи, то проблемы, возникающие у россиян с МФО — это «капля в море».

Первично тревожные сигналы, зафиксированные в прошлом году омбудсменом П. Медведевым, касались всего 7 организаций, сейчас их число возросло до 17. Всего в России зарегистрировано около 4000 микрофинансовых организаций, согласитесь, что «плохих» МФО — очевидное меньшинство.

На что жалуются заемщики

В первое время граждане жаловались на несанкционированные списания — скрытые комиссии, запутанные договоры и т. д. Сейчас же, когда на рынке займов выживают преимущественно стабильные компании, имеющие высокую степень доверия, заемщики чаще обращаются по поводу отказов, касающихся условий по реструктуризации долга, к которым можно отнести сроки и условия погашения.

Еще один момент — злоупотребления при взыскании долгов, грешат этим и банки, и МФО. Причем обычно вопрос решается не непосредственно самой кредитной организацией, а ее представителями, специализирующимися на «выбивании долгов». Работая за процент, те порой перегибают палку, досаждая должникам поздними звонками и угрозами.

Что касается обращений, в которых фигурируют МФО, то нарушения в них рассмотреть очень сложно. Чаще всего они содержат «жалобы на тяжелую судьбу», причем проблемы созданы самими заемщиками.  Набирая долги, сначала в банках, потом в микрокредитных структурах, должники просто неспособны справиться с ситуацией. А МФО они обвиняют в том, что те выдали деньги, не учитывая имеющиеся обязательства. К слову сказать, принцип деятельности микроструктур как раз и направлен на помощь тем, кому уже все отказали, поэтому повышение требований к заемщикам полностью нарушит саму идею микрокредитования. Более того, снижение уровня лояльности создаст проблемы для вполне адекватных людей, попавших в трудную ситуацию.

Жалоба еще не повод для наказания

Поток обращений в службу омбудсменов можно объяснить популяризацией этого процесса. Многие граждане считают, что достаточно пожаловаться, и все проблемы «рассосутся». На самом деле специалисты тщательно проверяют факты и лишь после этого принимают решение о смягчении условий той же реструктуризации. Основанием может стать, например, инвалидность, но не маленькая зарплата и т. д.

В тяжелых случаях кредиторы сами идут на уступки. При этом Медведев утверждает, что именно МФО чаще идут навстречу своим клиентам, чем обычные банки, прощая заемщикам, попавшим в чрезвычайные ситуации,  долги. Это, конечно, исключительные случаи, и их единицы, но все-таки бывает и такое. Чаще же должнику предлагается новый график погашения займа, со снижением суммы выплаты. Если должник выполняет свои обязательства, то данные о предыдущей просрочке не попадают в БКИ.

МФО легче решать вопросы с просроченными долгами, так как они заранее предполагают наличие таковых и закладывают определенный процент прибыли на «плохие долги». Сделать это можно без особого ущерба бюджету благодаря  высокой процентовке.

Еще одна причина увеличения количества жалоб — высокая инфляция, повышающая долговую нагрузку. Так, только в первом квартале доходы населения снизились сразу почти на полтора процента (Росстат). Естественно, что люди, обратившиеся в МФО, и без того небогаты, а потеряв часть дохода становятся перед выбором — отдать долг или купить самое необходимое, например, продукты. Естественно, что фактором выбора становится именно последнее.

 

Комментарии запрещены.